Анализ уличных светодиодных светильников производства компании ФОКУС
В последние годы во всем мире бурно развивается новое направление светотехники — светодиодные светильники и лампы для различных областей применения. Прежде всего это связано с энергоэкономичностью и большим сроком службы (более 60 тыс. часов) светодиодных источников света (ИС), а также с тем, что они обладают экологической чистотой при производстве и эксплуатации. Кроме того, цвет излучения большинства светодиодных ИС близок к нейтрально белому, а это дает явные преимущества перед другими ИС.
В России также активно ведутся работы по созданию и использованию светодиодных источников света. Это направление является одним из приоритетных направлений инновационной политики нашего государства. На самом высоком государственном уровне приняты важные решения по развитию светодиодной светотехники.
В области разработки и производства СД источников света в России действует достаточно много компаний и отдельных коллективов. К сожалению, далеко не все они достаточно профессиональны в данной области, что негативно сказывается на процессе развития светодиодной светотехники.
Серьезных и профессиональных компаний, работающих по созданию и производству СД источников света не много.
Среди них молодая и динамично развивающаяся компания фокус, производящая широкий спектр СД светильников для различного назначения.
Одной из важных областей применения светодиодных светильников является уличное и дорожное освещение. Высокий срок службы (отпадает необходимость частого и затратного обслуживания традиционных светильников с ГРЛВД), отличная цветность света (почти нейтрально белая) и высокая энергоэкономичность являются основными преимуществами использования светодиодных светильников для указанных целей.
Критики использования СД светильников для уличного освещения часто ссылаются на то, что для данных целей наиболее пригодны светильники с натриевыми лампами высокого давления (ДНаТ). При этом они оперируют тем, что лампы ДНаТ имеют высокую световую отдачу, достаточно большой срок службы (у хороших образцов до 20 тыс. часов), а также невысокую стоимость светильников для ДНаТ и самих ламп по сравнению с светильниками.
Рассмотрим, что происходит в реальности.
Большинство ламп ДНаТ, которые эксплуатируются в уличном освещении, изготовлены в Китае или других странах ЮВА. Как правило, они имеют низкое качество и их срок службы, в лучшем случае, составляет не более 7 тыс. часов. Это подтверждается информацией от большинства эксплуатирующих организаций (Горсвет и т.п.).
По некоторым данным парк используемых в России китайских ламп ДНаТ составляет до 80% от всего объема ДНаТ, находящихся в эксплуатации.
Кроме того, спектр излучения ламп ДНаТ едко желтого цвета, что не всегда положительно влияет на психофизиологическое состояние водителей, проезжающих по дорогам, освещенным лампами ДНаТ. В ночное время при освещении дорог лампами ДНаТ сильно снижается видимость и контрастность приборов (почти на 80% по сравнению с освещением с источниками света белого цвета).
Сравнение светильника с лампой ДНаТ и светодиодного светильника усс
Проведем сравнение уличного освещения светильником с лампой ДНаТ и светодиодным светильником УСС производства компании фокус в реальном проекте.
В России выпускается большое количество светильников для ламп ДНаТ, они имеют разные конструкции и различные характеристики. Возьмем за основу «бюджетный» светильник
Параметры светильника РФ ЖКУ11-150-РФ:
- лампа типа
ДНаТ — 150; - световой поток светильника — 16200 лм;
- мощность светильника — 178 Вт;
- оценочный срок службы лампы — 7 тыс. часов.
Для сравнения выберем светодиодный светильник компании фокус усс 180 магистраль с параметрами:
- световой поток светильника — 10350 лм;
- мощность светильника — 175 Вт;
- оценочный срок службы лампы — 60 тыс. часов.
В качестве объекта освещения выберем магистральную дорогу районного значения класса Б, согласно СНиП
По данному СНиП дорога может иметь следующие характеристики:
Категория дороги | Характеристика дороги | Наибольшая интенсивность движения транспорта | Средняя яркость дорожного покрытия | Средняя горизонтальная освещенность покрытия |
Б | Магистральные улицы и дороги районного значения | Свыше 1000 до 2000 ед/час | 0,8 кд/м2 | 15 лк |
При этом должны выполнятся следующие требования по освещению дороги:
- Отношение минимальной яркости покрытий к среднему значению должно быть не менее 0,35 при норме средней яркости более 0,6 кд/м2 и не менее 0,25 при норме средней яркости 0,6 кд/м2 и ниже.
- Отношение минимальной яркости покрытия к максимальной по полосе движения должно быть не менее 0,6 при норме средней яркости более 0,6 кд/м2 и не менее 0,4 при норме средней яркости 0,6 кд/м2 и ниже.
При этом:
Размещение светильников:
Расчет освещения дороги проводился с помощью программы
Результаты расчетов для светильника усс 180 магистраль
Светотехнические результаты
Визуализация — фиктивные цвета
Проезжая часть дороги 1 и 2. Изолинии — Е (лк)
Наблюдатель 1. Изолинии L (кд/м2)
Наблюдатель 2. Изолинии L (кд/м2)
Результаты расчетов для светильника РФ-ЖКУ11-150-РФ
Светотехнические результаты
Визуализация — фиктивные цвета
Проезжая часть дороги 1 и 2. Изолинии — Е (лк)
Наблюдатель 1. Изолинии L (кд/м2)
Наблюдатель 2. Изолинии L (кд/м2)
Для сравнения основных результатов светотехнических расчетов сведем основные параметры в таблицу:
Параметр | Нормы по СНиП | Расчет
| Расчет
РФ- |
Lср, кд/м2 | 0,6 | 0,7 | 0,7 |
Lмин/ Lср | 0,35 | 0,77 | 0,87 |
Lмин/ Lмакс | 0,6 | 0,67 | 0,67 |
Eср | 10 | 13 | 10 |
Eмин/Eср | - | 0,65 | 0,603 |
Eмакс/Eср | 5,1 | 1,7 | 1,7 |
TI,% | 10 | 10 | 20 |
Из таблицы видно, что уровень освещенности дороги светодиодным светильником усс выше, чем светильником с ДНаТ. Средняя яркость покрытия дороги одинакова в обеих случаях. Отношение минимальной и средней яркости больше для светильника ЖКУ, так как данный светильник имеет несколько более широкую КСС. По слепящему действию (параметр — TI) светодиодный светильник показывает значительно лучшие значения.
В целом сравнение результатов расчетов показывает сходные результаты. При этом, светильник ЖКУ имеет несколько большую световую отдачу.
Результаты данных расчетов можно экстраполировать и на другие типы дорог, соответственно подобрав группы и типы светодиодных светильников.
Таким образом, светодиодные светильники фокус с успехом могут использоваться для освещения дорог!